Мастеровой43.RU

Вторник, 19.03.2024, 06:02:23
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Погода
Поиск
Пользовательский поиск
Авторизация
Меню сайта
АНОНС
Снегоход-внедорожник

снегоход-внедорожник

Снегоход «Мысль-2″ — трехопорный, двухместный, с гусеничным движетелем и несимметрично расположенным двигателем.
Проходимость его- прекрасная.Практически любой снег для него- не преграда.И это- не удивительно: удельная нагрузка на снежный покров составляет около 0,02 кгс/см.кв . «Мысль- 2″ обладает к тому же хорошей устойчивостью и управляемостью благодаря двум поворотным лыжам с направляющими уголками- подрезами. Удобство запуска и переключения передач,высокий клиренс- также достоинства снегохода. Отмечу еще простоту технической передачи благодаря несимметричной установке двигателя. Несимметричноое (справа от водителя) расположение двигателя позволяет осуществить цепной привод на ведущий вал гусеницы. Кроме того,легко и удобно управлять мотором удлиненными рычагами переключения передач и кикстартера.

Охлаждение двигателя- воздушное. Центробежный вентилятор с кожухом и воздуховодом установлен на крышке генератора и крепится к цилиндру пружинами. Привод вентилятора- через резиновую муфту.
Гусеница- наиболее важный узел снегохода. Здесь она внизу скользит по расположенной над ней лыже-склизу. Прижатая к снегу склизом она всей поверхностью опирается на снег, а её «траки» (берёзовые бруски) хорошо передают тяговое усилие. Гусеница представляет собой две полосы резинотканевого транспортерного ремня сечением 50х5 мм,к которым через равные промежутки прикреплены поперечные деревянные «траки» и направляющие уголки. Соединение концов гусеницы-внахлёст, с фиксацией перехлёста концов ленты двумя «траками».
сама гусеничная лента выполняет сразу несколько функций: движителя с грунтозацепами, опорной поверхности (благодаря опорной лыже-склизу) и своеобразной цепи, преобразующей вращение капроновой звёздочки ведущего вала в линейное движение.

В связи с тем, что лента гусеницы скользит по лыже-склизу,то её необходимо облицевать капроном. Это снизит трение и увеличит срок службы деревянных «траков».
Опорная лыжа прикреплена к раме через резиновые втулки, что придаёт некоторую эластичность подвеске, которая гасит вибрации, дает лыже некоторую свободу на неровностях снега.
Передние рулевые лыжи обшиты тонким дюралюминиевым листом,но предпочтительнее всё-же и здесь применить листовой полиэтилен. Рулевое управление позволяет свободно маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге. Регулировка параллельности передних лыж выполняется с помощью резьбовых муфт на рулевых тягах. Облицовка пола и кузова сделана из фанеры и дюралюминия.
Для облегчения конструкции ведущий и ведомый валы изготовлены из труб. Перемещение ведомого вала позволяет изменять натяжение гусеницы.
Для улучшения характеристик двигателя контактное зажигание на нем заменено на электронное, а также увеличена степень сжатия рабочей смеси в цилиндре.
Снегоход оборудован фарой и задним фонарем, подсветкой багажника. Ветрового стекла на нем нет, однако установка его крайне желательна.

Рама- сварная, её собирали из стального уголка и водопроводных труб сваркой. Электроды применяли диаметром 3 мм.
Трубы легко изогнули вручную с предварительым разогревом места изгиба паяльной лампой. Т-образное соединения усилены косынками.
Пластины крепления опорной лыжи слебует приваривать после установки ведущего и ведомого валов и монтажа опорной лыжи-склиза между ними.
Лыжи (рулевые и склиз) изготовлены из водостойкой фанеры. Их «носки» изогнули, предварительно распарив заготовки в кипящей воде и затем закрепив их в деревянном шаблоне.

Если передние лыжи предполагается обшить дюралиминиевым листом с помощью алюминиевых заклепок, то потребуется последующая обработка выступающих головок заклкпок вровень со скользящей поверхностью. Отверстия в лыжах и направляющих уголках следует сверлить при их установке по месту.

Двигатель в сборе с пластинами крепления точно выставили по ведомой звёздочке на оси ведущего вала. Затем сваркой прихватил опорные пластины к раме. Полную приварку пластин произвёл после проверки взаимного положения звёздочек при снятом двигателе.
Штатные рычаги кикстартера и переключения передач укорочены до 60 мм и к ним приварены рукоятки, изготовленные из трубы Ф14 мм.
Гусеничный движитель состоит из переднего ведущего и заднего ведомого валов в сборе со звёздочками и подшипниками.
Отверстия для крепления корпусов подшипников ведущего вала разметили в соответствии с чертежами. Учитывая размеры гусеничной ленты, определили место крепления ведомого вала. Затем пропилили пазы для перемещения заднего вала при натяжении гусеницы.
Так как при сварочных работах возможна некоторая деформация рамы, то при её изготовлении следует контролировать основные размеры, например, расстояние между подшипниками. Особенно важно после установки в подшипниках валов проверить их соосность. Только после этого можно приваривать пластины крепления капроновых звёздочек.
При сверлении отверстий под крепёжные болты в капроновых звёздочках следует точно соблюсти их положение, чтобы звёздочки стали без перекоса по одной линии. После сварки и установки звёздочек следует отрихтовать крепления ведущего и ведомого валов,если есть указанные выше расхождения.
Капроновые звёздочки выпилили по шаблону вручную. Для этого можно использовать как пилки по металлу, так и пилки по дереву. Точная подгонка и заглаживание поверхности зубьев можно сделать сапожным ножом.
Заготовки для звёздочек сделал из трубы Ф 150х20 мм. Отпилив кусок необходимой длины, разрезал трубу вдоль и нагрел её паяльной лампой до пластичного состояния. Слегка расправив ещё пластичную заготовку,положил её между двух ровных досок и прижал сверху грузом.
Облицовка корпуса снегохода состоит из переднего щитка, пола, кузова-крыла и багажника под сиденьем.
Сиденье имеет фанерное основание, поролоновую подушку и водонепроницаемый чехол. Крепится оно к раме специальными крючками и фиксируется небольшим болтом.
Бензобак (обычная канистра) установили на переднем щитке. Полочку под него выпилили из водостойкой фанеры и прикрепили её на болтах к раме.
В заключение можно дать ещё несколько рекомендаций тем, кто возмётся повторить нашу машину. Поломка нескольких брусков-траков не сказывается на проходимости и не требует немедленного ремонта. Условия скольжения гусеницы под лыжей-склизом таковы, что и на укатанной дороге снегоход вполне возможно заводить «с толкача». Его легко и буксировать. По укатанному следу машина везёт двух пассажиров с грузом 40 кг и буксирует лыжника со скоростью около 30 км/ч. Желательно иметь траки с поперечными к ним грунтозацепами, что улучшает устойчивость движения по косогорам.

Анатолий Матвейчук,
г.Заводоуковск Тюменской обл.
журнал «Сам 11/2011″