Мастеровой43.RU

Вторник, 19.03.2024, 11:30:27
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Погода
Поиск
Пользовательский поиск
Авторизация
Меню сайта
АНОНС
Плуг для мотоблока

Изделие, которое выпускает наша промышленность под маркой «плуг к мотоблоку», так назвать можно лишь условно. Я этом я убедился на собственном опыте: как ни регулировал, он упорно не хотел пахать, а сгребал землю, подобно бульдозерной лопате, постоянно зарываясь в почву.
Не удивительно, что некоторые из них сами делают плуги для железных «лошадок». Промучившись целый сезон, я решил последовать примеру умельцев. Но прежде чем идти в кузницу, сел за книги, чтобы всесторонне вникнуть в суть проблемы. Признаюсь, сделал немало интересных открытий. Назову три из них:
1. Скорость мотоблока 3 км/час. Конный отвал рассчитан на 4,5, тракторный — на 7-9-12 км/час. Значит, у мотоблочного плуга должны быть свои параметры.
2. Для того чтобы пласт оборачивался, ширина захвата плуга должна быть в полтора раза больше глубины вспашки.
3. Высота отвала должна равняться удвоенной глубине вспашки и больше.
У моего старого, заводского плуга -крутой цилиндрический отвал. Такая конструкция, скорее всего, годится для обработки трактором на повышенных скоростях. Глубина вспашки — до 20 см при ширине захвата 18 см. Для оборота пласта такой ширины явно не достаточно. Высота отвала от основания плуга -24 см, если заглубить его на необходимые 20 см, то оставшихся 4 см отвала не хватит для подъема и оборота всего пласта. Плуг просто сбрасывает его в соседнюю борозду.

Оказывается, такое «поведение» плуга было заложено еще в 30-х годах. Тогда специальная комиссия во главе с академиком Горячкиным, изучив опыт землепашцев многих поколений, рекомендовала для каждой почвенно-климатической зоны страны свои корпуса плуга. Однако стараниями академика Вильямса этим рекомендациям не суждено было сбыться, и вся огромная, многообразная пахотная территория обрабатывалась одним и тем же корпусом с отвалом типа Сакка. Все остальные корпуса плугов объявлялись вредительскими.

Из спора академиков я пришел к выводу, что надо делать свой плуг для своего огорода — под обработку старопахотной, окультуренной земли на малой скорости.

В результате проведенных опытов остановился на двух вариантах конструкции отвала. Весной они прошли полевые испытания, и на основе лучшего был изготовлен плуг с шириной захвата 22 см и глубиной вспашки 12-15 см. Заодно пришлось поломать голову над универсальной сцепкой, которая подходила бы к целому набору сельскохозяйственных орудий.

Но главный «камень преткновения» лежал в пособии по эксплуатации мотоблока, где говорилось следующее: после навески отрегулируйте положение плуга так, чтобы продольная ось его регулятора совпадала с продольной осью мотоблока. Однако такая схема нагружала МБ несимметрично, плуг во время пахоты выворачивало из борозды, а правое колесо пробуксовывало.

Просмотрел массу изданий и только у Б.Г.Турбина в книге «Сельскохозяйственные машин’ы и орудия», изданной в 1946 г., нашел ответ: для правильного направления движения плуга в горизонтальной плоскости сцепку нужно установить так, чтобы сила тяги проходила через вертикальную линию, на которой находится центр тяжести плуга. В результате этого открытия в конструкции новой сцепки я предусмотрел возможность смещать грядиль в полевую сторону до 70 мм.

Глубина вспашки может показаться недостаточной. Этот вопрос, как известно, вызывает жаркие споры. Не вдаваясь в их суть, хочу напомнить, что конный висячий плуг рассчитан на глубину вспашки 12,5 см, а заявленные характеристики плугов промышленного изготовления к МБ — 20 см в глубину и 20 см в ширину — вызывают сомнения, так как чтобы поднять такой пласт средней плотности почвы, требуется сила тяги 160-200 кг. Большинство же мотоблоков такой мощностью не обладают.

В последнее время специалисты рекомендуют осеннюю вспашку проводить на 10-12 см с оборотом пласта, а весной — безотвально или плоскорезом на 20-24 см.

У моего плуга длинный полувинтовой отвал. Качество вспашки окультуренной почвы и целины одинаково безукоризненное. Старый плуг по дернине вообще не пошел, застрял, как якорь. Новый же ровно уложил пласт на дно борозды с полным оборотом, не нарушив его целостности. Для пробы посеял две сотки озимой ржи и весной этого года распахал этот участок. Пласт обернулся полностью, земля рыхлая. Использовал плуг также на запашке навоза и пожнивных остатков. Без проблем!

Изготовить плуг не сложно, но желательно придерживаться заданной последовательности работ. К полевой доске приварите грядиль и башмак. Затем с полевой стороны к доске и грядилю приварите черенковый нож. Режущую кромку его (ширина 30 мм) отогните в поле на 4 мм. Кромку заточите со стороны борозды. Прямо на ноже нанесите шаблон изгиба отвала. Готовый отвал приварите по линии шаблона к ножу, затем — к башмаку и грядилю. Теперь наложите лемех на башмак, по месту просверлите три отверстия и приклепайте лемех к башмаку. Для жесткости приварите упор между грядилем и отвалом.

Колея мотоблока будет зависеть от ширины колес. В моем случае при ширине колес 140 мм ширина колеи 560 мм. Колеса 0 450 мм сделал из сплошного листа стали толщиной 14 мм. По ободу наварил V-образные грунтозацепы.

плуг для мотоблока

Рис. 1. Корпус плуга: 1 — грядиль (сталь 16×40,1 — 500 мм); 2 — отвал (сталь b -3,5мм); 3 — полевая доска (уголок 30×30, 1 — 390 мм); 4 — башмак (сталь 80×250, b — 6 мм); 5 — лемех (сталь 65 Г, b — 4 мм); 6 — черенковый нож (сталь 65 Г, b -3 мм); 7 — режущая кромка.

Рис. 2. Корпус плуга (вид сверху): 1 — грядиль; 2 — отвал; 3 — полевая доска; 4 — башмак; 5 — лемех; 6 — черенковый нож.

Рис. 3. Отвал.

Рис. 4. Выкройка отвала и корпуса в сборе.

Рис. 5. Лемех.